Успенский пост и три Спаса

Успенский пост продолжается две недели – с 14 по 28 августа. Несмотря на непродолжительность, он относится к строгим и по канонам близок к Великому. Причем, на это время приходится и несколько значительных церковных праздников.
14 августа – праздник Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня, был установлен в Константинополе из-за частых эпидемий в августе. Накануне часть Животворящего древа Креста Господня, хранившаяся в домовой церкви греческих императоров, износилась в храм Святой Софии, где совершалось водосвятие. В Русской Церкви это праздненство соединилось с воспоминанием крещения Руси.
По принятому в православии обычаю, именно 14 августа совершается малое освящение воды и мёда нового сбора, в связи с чем этот день именуется ещё и медовым Спасом или Спасом на воде.
19 августа – другой большой церковный праздник – Преображение Господне. Установлен он в память Преображения Господа Иисуса на горе Фавор перед учениками Своими, когда он явил им Свою Божественную славу.
К особенностям данного праздника относится то, что в этот день освящаются гроздья винограда. А в тех местах, где виноград не культивируется, освящаются яблоки. Этот обычай – священный и знаменательный. Потому-то и называется праздник яблочным Спасом.
Яблочный Спас – это и прощание с летом. В народе верили, что пошёл второй Спас – бери рукавицы про запас; со Спасо-Преображения погода преображается: каков второй Спас – таков и январь.
28 августа пост завершается Успением Пресвятой Богородицы, которое отмечается как день смерти Матери Божьей. В народе этот праздник известен и под другим названием – Первая Пречистая.
29 августа Церковь празднует перенесение Нерукотворного Образа Спасителя. По преданию, Нерукотворный Образ отпечатался на полотнище, когда Христос утёр им Своё лицо. На Руси он особо почитался: Нерукотворный Образ вышивали на знамёнах русского воинства.
По-народному, этот Спас – ореховый, хлебный, холщовый. Говорили: «Первый Спас – на воде стоят; второй Спас – яблоки едят; третий Спас – холсты продают». Поэтому третий Спас ещё называли «Спас на холстах», «Спас на полотне».
В этот день также было принято гадать об урожае будущего года, печь пироги из нового хлеба, святить озимые. Освящали также новые колодцы, обходили старые. Чистили к осени подземные источники, пили подземную водицу. В народе приговаривали: «Хорошо, если Спас на полотне, а хлебушко на столе».