Прошлое рядом с нами

Библиотекари отдела информации и обслуживания центральной районной библиотеки организовали экскурсию с участием местного краеведа Анатолия Бакулева «Сцежкамі роднага краю». Участники посетили древние курганы, которые расположились на берегу реки Друть, между Шупенями и Приганями.

Протянувшись через лесополосу, древняя шупенская дорога подходит к деревне Шупени. На Круглянской территории проходит она от автодрома на окраине Круглого с конца улицы Заречной. По пути находится несколько значимых в историческом плане объектов.

По сведениям, существовала дорога с 1772 года и указана на старинной дорожной карте Российской империи, которая сочинена в 1809 году. Это была дорога, «способная для кратчайшего проезда всякому вообще, для почтовых перевозок, для провоза товаров торгующему купечеству и прочим промышленников, для торговых перевозок». По Друти тогда, много лет назад, проходила граница между Польшей и Россией.

Для нас это далёкое невозвратимое время, и дорога сейчас совсем другая. Неезженная и почти нехоженная, она хранит следы прошлого.

Начинался маршрут экскурсантов от деревни Шупени, где хранит тайны минувших веков древний курган. Раньше, по рассказу Анатолия Бакулева, их было здесь шесть: пять исчезли в ходе хозяйственной деятельности.

Многое узнали экскурсанты, пройдя тропинками родного края. И не надо ехать далеко, чтобы увидеть много интересного. Оно рядом с нами. А для того, чтобы получше разобраться в маршруте, участники мероприятия рассматривали старинные карты местности и панорамы, снятые Владимиром Кудрявцевым с квадрокоптера. Анатолий Иванович рассказал о курганах, о раскопках, которые проводились в этой местности.

С интересом выслушали они историю о том, что с 1932-го по 1939 год на юго-востоке Круглого, между Круглым и посёлком 5-я Годовщина, который был расположен вдоль трассы Круглое-Могилёв и доходил до нынешней зоны отдыха «У дуба», велось строительство железной дороги прямого сообщения Берлин-Москва через Оршу. На строительстве этой дороги работал и отец известного в районе агрария Вячеслава Шафранского из Комсенич. Успели приготовить только насыпь, построили мост, который разобрали перед войной после 1939 года. Строительство железнодорожной ветки высшим правительством было приказано прекратить. Ведь в воздухе уже пахло грозой. А дорога стала бы очень значимой для гитлеровцев, которым снилась Москва.

И далее «шёл в атаку яростный сорок первый год». На всём протяжении старинной дороги Круглое-Шупени, близ берега реки Друть, можно увидеть следы начала Великой Отечественной войны. Оборонительные траншеи 1941 года, свидетели ожесточённых боёв с гитлеровцами. 2 батальона стояли насмерть на защите реки Друть и посёлка Круглое. О героических событиях тех грозных лет узнавали экскурсанты из оперативных сводок, приказов на оборону. Сохранилась и немецкая карта 1941 года с населёнными пунктами Круглянского района.

Переносимся в советское время. В лесной зоне, рядом с дорогой, проводились все массовые праздники и гулянья городского посёлка вплоть до перестройки, до девяностых. После их стали проводить в других местах, в черте посёлка.

Закончился маршрут у четырёх камней, в конце улицы Заречной.

– Предположительно, – рассказывал Анатолий Иванович, – это завозные гранитные камни горных пород. На одном из них высечена большая буква М. Что она значит, неизвестно. Эти камни имеют историческое значение. – И ещё, – добавил местный краевед, – прошлое рядом с нами. Оно в вековых дубах и липах, в валунах у дорог, в полуразрушенных часовнях. Во всём, что надо заметить, отметить и сберечь как память о прошлом. Это наша история, без которой мы – не мы.

Светлана ВОРОПАЕВА.