Ребенок и гаджеты
Технологии не стоят на месте. Ребёнка 21-го века невозможно представить без гаджетов и интернета. Смартфон, планшет, нетбук – неиссякаемый источник удовольствия для детей и предмет беспокойства для родителей и педагогов. Для ребят компьютер это в первую очередь интересная игрушка. Дети ищут развлечение или стараются заполнить свое время, если им не хватает общения.
Гаджеты! Хорошо это или плохо для детей дошкольного возраста? Плохо!!! Если ребенок проводит много времени, сидя за компьютером, играя в различные «стрелялки» и «гонки», когда годовалый малыш, который еще не научился разговаривать, не выпускает из рук смартфон. Компьютеры и планшеты вызывают зависимость, электронные гаджеты негативно влияют на память, снижают концентрацию внимания, забирают у детей драгоценное время, которое требуется для развития моторики. У малышей хуже развивается способность распознавать и проявлять эмоции, теряются навыки обработки информации, происходит задержка развития речи. Активное использование гаджетов в раннем детстве мешает развитию эмпатии (умения сочувствовать), навыков общения и совместного решения проблем. Сенсорные экраны не дают в полном объеме развивать моторно-двигательные навыки, без которых потом гораздо сложнее осваивать математику и научные дисциплины. Дети, которых успокаивают с помощью электронных устройств, не научатся управлять своими эмоциями. Домашний экран постепенно вытесняет бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом. Ученые утверждают, что 70% информации о мире дети добывают до 5 лет. В частности, речь формируется только в процессе активного взаимодействия с внешним миром, с людьми.
Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключит компьютер, телевизор из жизни ребенка. Это невозможно и бессмысленно.
Компьютер не принесет вреда детям при разумном подходе. Во всем необходимо соблюдать меру. Специалисты утверждают, что ребенок в возрасте 4-5 лет не должен находиться перед экраном дольше 10 минут в день. В 5-7 лет электронные устройства рекомендуют использовать не больше 20 минут в день. Среди современных компьютерных программ много развивающих и обучающих, с помощью которых дети знакомятся с формой и цветом, буквами и цифрами, окружающим миром.
Хотелось бы напомнить, что прекрасной альтернативой гаджетам являются детские книги. Они способствуют всестороннему развитию ребенка, развивают мышление, фантазию, воображение. Книги обогащают словарь малыша, учат сочувствовать, проявлять разнообразные эмоции. Книга не вызывает зависимости. При чтении происходит непосредственный контакт со взрослым. Ребенок с легкостью отрывается от чтения и идет познавать окружающий мир, двигаться, общаться. А это просто ему необходимо. Ведь мозг малыша должен созреть к будущему обучению в школе.
Алла Примакова, логопед-дефектолог яслей-сада №7 г. Круглое.