Дети дождя. Кто они?

Во всем мире 2 апреля отмечен как день распространения информации о проблеме аутизма. Детей, которые больны аутизмом, еще называют «дети дождя». Многие родители полагают, что если их ребенок не начал разговаривать в три года и не идет на контакт со взрослыми людьми и сверстниками, то это только потому, что он – индивидуальность.
Поэтому, услышав от врачей диагноз «аутизм», долго не могут в это поверить. А ребенок-аутист испытывает дискомфорт, живя в мире нормальных людей. Он не может понять ни их чувств, ни эмоций.
В нашей стране вопросам социальной адаптации и интеграции детей с особенностями психофизического развития уделяется большое внимание. В каждом районе созданы специализированные центры. В частности, в Круглянском – это центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
Еще в феврале под руководством председателя Совета Республики Натальи Кочановой на базе Ресурсного центра раннего вмешательства для детей раннего возраста 19-й городской детской поликлиники Минска прошло заседание консультативного совета при Совете Республики.
– Как всегда нам говорит Президент, все принимаемые в стране решения должны быть на благо народа и государства, – отметила Наталья Кочанова. – Сегодня мы имеем финансирование, обучаем кадры, но иногда человеку, столкнувшемуся с такой проблемой, трудно сориентироваться, где могут помочь, где могут подсказать. Чем раньше будут выявлять и устанавливать диагноз, тем более успешным будет процесс реабилитации, лечения, социализации ребенка. Это огромная помощь родителям, воспитывающим таких деток.
Как нам рассказала директор Круглянского районного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Наталья Костина, всего в нашей области обучается 353 ребенка с диагнозом аутизм (в Круглянском районе таких 5). Все они получают образование и необходимую помощь специалистов.
– Конкретно в нашем районе с диагнозом «аутизм» специалисты ЦКРОиР столкнулись порядка десяти лет назад, – говорит Наталья Костина. – Поэтому всё пришлось начинать с нуля. Ведь для работы с такими детьми даже окружающее пространство должно быть особым. Те же комнаты должны быть организованы определенным образом и четко структурированы, впрочем, как и сами занятия. Важно найти эмоциональный контакт с ребенком, прежде чем научить его чему-то. Это не так просто, но при правильном подходе возможно. Все может начаться с того, что мы просто стоим рядом с ним, поэтому к речи приходим не сразу, а для общения используем коммуникативные альбомы с картинками. Постепенно развиваем подражательные навыки, которые потом помогают развить речь.
Многие ошибочно думают, что ребенок с аутизмом не нуждается в общении, что он одиночка, погруженный в свои фантазии. Это совсем не так. Дело не в том, что ребенок не хочет общаться, а в том, что он не умеет этого делать. И задача специалистов – научить его. Большую роль в данном плане играет семья: чем раньше родители обратят внимание на своего ребенка, тем больше шансов адаптировать его к обществу.
Юлия Ходас.
* * *
Термин «аутизм» (от греческого «autos» – сам) был впервые введен известным швейцарским психиатром Е. Блейхером в 1920 г. Он понимал под аутизмом отгороженность от мира, уход в себя.