На Могилевщине после вмешательства КГК существенно улучшилась ситуация с перезалужением пастбищных угодий
Результаты контроля КГК Могилевской области за проведением работ по перезалужению лугопастбищных угодий в регионе на протяжении нескольких лет свидетельствовали о систематическом невыполнении сельхозпредприятиями соответствующих заданий облисполкома.
К примеру, в 2022 году в целом по области было перезалужено девять тысяч гектаров, или 35 процентов к доведенному заданию. Полностью выполнили план только аграрии Костюковичского и Мстиславского районов.
В прошлом году эти работы были выполнены на 10,7 тысячи гектаров, или на 33 процентах к плану, при этом полностью не справился с заданием ни один район.
Поэтому в этом году по инициативе КГК комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Могилевского облисполкома разработал план мероприятий по перезалужению пастбищных угодий, реализация которого помогла резко улучшить ситуацию. Работы выполнены уже на 24,1 тысячи гектаров, это 76 процентов плана, девять районов области полностью справились с заданием.
Конечно, пока не все намеченное удалось выполнить: еще отстают Осиповичский, Климовичский и Мстиславский районы, не все запланированное удалось сделать сельхозорганизациям в Быховском, Бобруйском районах.
В Комитете госконтроля подчеркивают, что перезалужение является важнейшим источником снабжения кормами отрасли животноводства. Должная работа в этом направлении позволяет обеспечить сельхозпредприятия требуемыми объемами кормов и наладить сбалансированное кормление поголовья. Отсюда и столь пристальное внимание проверяющих к этому вопросу.
По мнению КГК, для безоговорочного успешного выполнения плана в полном объеме и в оптимальные сроки целесообразно активировать работу элитхозов по семенам многолетних трав. Пока в регионе работает два таких элитхоза — СПК «Гигант» в Бобруйском районе и областная сельскохозяйственная опытная станция НАН Беларуси — в Могилевском. А для успешной работы необходимо 5–6 таких организаций.
Также, по мнению проверяющих, следует ужесточить контроль за недопущением уборки семенных участков на кормовые цели, за обязательным проведением апробации отведенных семенных посевов. Требует решения и проблема оплаты инспекциям по семеноводству за такие услуги.
Помогло бы в решении немаловажной задачи и создание мехотрядов сторонних организаций для выполнения работ по перезалужению с оплатой их услуг преимущественно за счет бюджетных средств, предусмотренных на развитие сельского хозяйства.
Целесообразно заблаговременно запланировать структуру посевных площадей и разработать аналогичный план на 2025 год.
КГК предложил Могилевскому облсельхозпроду информировать Комитет о сделанных выводах и принятых решениях. Ситуация остается под пристальным контролем проверяющих.