ЧТОБЫ ВЗГЛЯД БЫЛ ЯСНЫМ
В наше время на формирование зрения ребенка влияет множество неблаго- приятных внешних факторов, которые приводят к ранним и быстро прогрессирующим нарушениям зрения. Наиболее распространенные формы нарушения зрения у детей — это близорукость, астигматизм. Дальнозоркость и астигматизм как заболевания чаще имеют врожденный характер. Близорукость — это, в основном, приобретенное нарушение зрения, которое развивается в старших группах детского сада или, что значительно чаще, в процессе учебы в школе.
В наше время на формирование зрения ребенка влияет множество неблаго- приятных внешних факторов, которые приводят к ранним и быстро прогрессирующим нарушениям зрения. Наиболее распространенные формы нарушения зрения у детей — это близорукость, астигматизм. Дальнозоркость и астигматизм как заболевания чаще имеют врожденный характер. Близорукость — это, в основном, приобретенное нарушение зрения, которое развивается в старших группах детского сада или, что значительно чаще, в процессе учебы в школе.
Основными профилактическими мероприятиями по предупреждению нарушений зрения у школьников являются:
1. Правильная организация рабочего места школьника. Правильная посадка школьника, освещение рабочей зоны(левостороннее естественное освещение и,в дополнение в осенне-зимний период, искусственное освещение лампами белого света). Для облегчения работы на близком расстоянии нужно обязательно пользоваться местным освещением, то есть настольной лампой.
2. Правила чтения и письма. Читать и писать только за столом. Нельзя читать лежа! Нельзя читать в транспорте! Расстояние от книги или тетради до глаз не менее 30-35 см. Не допускать низкого наклона головы за столом! Активная зрительная нагрузка (чтение, письмо, рисование) каждые 20-30 минут должна прерываться на 10-15 минут на физическую активность или смену зрительной деятельности (посмотреть вдаль, закрыть глаза, походить и т.д.). Обязательно должен быть зрительный отдых в течение 1-1,5 часа после классных занятий перед выполнением домашних заданий!
3. «Правильное общение» ребенка с компьютером. Офтальмологи не рекомендуют разрешать детям дошкольного возраста пользоваться компьютером. Ученикам первого и второго класса постепенно можно разрешать сидеть за компьютером по 15-20 минут, детям старше 10 лет до 1,5 часов в день. Экран монитора оптимально должен находиться на расстоянии 60-70 см от глаз ребенка ( не ближе 50 см) и на 15-30 градусов ниже уровня глаз, то есть пользователь смотрит на экран несколько сверху вниз. Через каждые 25-30 минут обязательны упражнения для снятия зрительного напряжения и какая-либо физическая активность.
4. «Правильное общение» ребенка с телевизором. Маленьким детям до двухлетнего возраста вообще не рекомендуется смотреть телевизор. Детям от двух до семи лет нельзя разрешать смотреть телевизор дольше 40 минут в день, старше семи лет — более 1,5 часа в день. При этом необходимо делать перерывы на 15-20 минут через каждые полчаса. Расстояние до телевизора должно быть не меньше пяти диагоналей экрана. Например, если диагональ телевизора 72 см, то расстояние от экрана до глаз ребенка должно быть 3,6 м. Если комната не позволяет этого сделать, то необходимо использовать телевизор с меньшим экраном. Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего человека или чуть ниже. Не следует смотреть телевизор в положении лежа или сидя на полу.
5. Виды физической активности, способствующие сохранению зрения и профилактике близорукости.
6. Рацион питания школьника, способствующий сохранению зрения. Большое значение для хорошего зрения имеет правильное сбалансированное питание, содержащее достаточное количество витаминов, особенно А, С и группы В.
7. Гимнастика для глаз.
Только при совместном действии врачей, учителей и родителей можно сохранить или предотвратить нарушения зрения.
Н. ТКАЧИК,
помощник врача-гигиениста
УЗ «Круглянский райЦГЭ».