Жестокость у детей
Существует 4 основных фактора, провоцирующие проявление жестокости.
1. Физиологический фактор.
Маленький ребенок, совершая агрессивные действия, поступает инстинктивно, неосознанно. Согласно исследованиям, признаки неосознанной жестокости появляются у детей очень рано, в 2-3 года. Поэтому он может ударить такого же малыша или разломать в гневе игрушку, не понимая, что поступает плохо.
2. Фактор воспитания.
Часто у некоторых родителей воспитательный процесс ограничивается шлепками и криками. В итоге ребенок в отсутствии мамы, папы или других взрослых поступает точно так же по отношению к тем, кто младше. Это шаг к будущей агрессивности.
3. Фактор среды, окружения.
Большое влияние на формирование характера ребенка оказывают телевидение, интернет, компьютерные игры, которые часто демонстрируют жестокость и агрессию. При этом роль родителей в воспитательном процессе снижена либо из-за недостатка времени, либо из-за отсутствия желания разбираться в данной проблеме. Появляется очень много детей, которые предоставлены сами себе. Наблюдается рост детской жестокости и в школе.Но если для детей младшего школьного возраста такое поведение еще не представляет очень серьезной угрозы при правильном воспитании, то с детьми постарше возникает гораздо больше проблем.
4. Опасности переходного возраста.
В переходном возрасте у детей резко снижается авторитет семьи, родителей, учителей. Меняется и уровень общения между собой, процветает хамство, которое стало считаться нормой в подростковой среде, начинается половое созревание, что тоже оказывает существенную роль в становлении характера ребенка. Детскую жестокость также могут провоцировать проблемы в семье (постоянные ссоры или развод родителей), эгоизм, стремление любым путем получить желаемое, искажение понятия «свобода», которое воспринимается как вседозволенность.
Дети из семей, в которых практикуются физические наказания, гораздо чаще прибегают к жестоким поступкам – их этому научили в семье. Поэтому родителям необходимо помнить: если они бьют ребенка за то, что он избил младшего или ударил девочку, поиздевался над собачкой или котенком, то они не искореняют сорняк жестокости, а наоборот – подпитывают его.
Родителям необходимо понять: жестокость – это «болезнь» не ребенка, а той среды, в которой он растет, где формируется его личность. Очень справедливы слова: «Мы не в состоянии улучшить семью, в которой растем, но в наших силах изменить семью, в которой будут расти наши дети».
Надежда РУГАЛЬ, педагог-психолог ГУО «Круглянский районный СПЦ».