ПЕДАГОГИ И ШКОЛЫ КРУГЛЯНСКОГО РАЙОНА К РАБОТЕ ГОТОВЫ!
На пороге – учебный год. Время диктует новые требования к организации учебного процесса. Но главная цель для педагогических работников во все времена – максимальное обеспечение необходимых условий для воспитания, обучения и развития школьника для достойной и успешной последующей реализации его способностей в обществе. Как будут решаться эти задачи в нашем районе и как готовы учреждения образования к новому учебному году, рассказывает нашему корреспонденту начальник отдела образования, спорта и туризма райисполкома С.Н. ХРАМЦОВ.
На пороге – учебный год. Время диктует новые требования к организации учебного процесса. Но главная цель для педагогических работников во все времена – максимальное обеспечение необходимых условий для воспитания, обучения и развития школьника для достойной и успешной последующей реализации его способностей в обществе. Как будут решаться эти задачи в нашем районе и как готовы учреждения образования к новому учебному году, рассказывает нашему корреспонденту начальник отдела образования, спорта и туризма райисполкома С.Н. ХРАМЦОВ.
–Для начала, Сергей Николаевич, несколько слов о готовности учреждений образования к новому учебному году.
— Глубоко убежден, что в начале сентября педагоги, учащиеся придут на встречу со школой с праздничным настроением. Для этого сделано очень много. Подводя итоги подготовки к новому учебному году, необходимо отметить, что во всех учреждениях образования проведен косметический ремонт, отремонтированы и обновлены классы и групповые помещения, благоустроены территории, созданы необходимые условия, направленные на обеспечение безопасности детей. Только на проведение ремонтных работ затрачено около 400 млн.рублей, полученных учреждениями образования от внебюджетной деятельности. Кроме того, на эти же цели использовано 143,9 млн. рублей, выделенных через центр занятости.
— Сколько учеников сядет сегодня за парты? Будут ли какие- нибудь изменения в комплектовании классов в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании?
— В 2013/2014 учебном году в учреждениях образования будут обучаться 1603 учащихся, что на 34 меньше, чем в прошлом учебном году. К сожалению, сохраняется тенденция уменьшения количества учащихся. В первые классы школ района пойдут 174 ребенка (против 183 прошлого года), в одиннадцатые — 89 (против 117).
Особенностью нового учебного года является рациональный подход к комплектации классов. Средняя наполняемость 1,5,10-ых классов городских школ должна быть 24 человека. Особую озабоченность у нас вызвало существование классов с одним учащимся. Их в районе в этом году намечалось 7. Не секрет, что в условиях отсутствия в классах конкуренции, соревновательного духа сложно обеспечить достойный уровень образования учащихся. Поэтому с учетом требований управления образования облисполкома было принято решение об оптимизации сети таких классов. В результате, только два класса с одним учащимся будут функционировать в этом учебном году (Грибинский УПК и Шепелевичский УПК). Остальные учащиеся из Радченского УПК, Запрудского УПК, Ольшаницкой НШ будут посещать близлежащие учреждения образования (СШ № 1, СШ № 2, Комсеничский УПК).
— Какая ситуация в районе с образованием детей дошкольного возраста?
— Функционирующие в районе учреждения обеспечивают доступность дошкольного образования. Отмечается увеличение численности детей, посещающих дошкольные учреждения (2012г. — 619, 2013г. — 639). Доступность дошкольного образования обеспечивается за счет подвоза детей в сельской местности (подвозятся 47 детей).
Охват детей пятилетнего возраста подготовкой к школе в условиях детского сада достаточно высокий и составляет 98,8% (против 95,5% в 2010 году).
Для обеспечения равных стартовых возможностей функционируют пункты коррекционно-педагогической помощи, санаторные группы, интегрированные группы, специальная группа для детей с тяжелыми нарушениями речи, игровые площадки, группа выходного дня и др.
Однако существует проблема перенаполняемости групп в городской местности. Частично она была снята в прошлом учебном году путем открытия с сентября на базе яслей-сада №1 двух групп.
Вместе с тем, в 7 группах учреждений образования города и отдельных — сельской местности наблюдается превышение численности детей на 10–15%. Остается высоким спрос на места в дошкольные учреждения.
— Очень актуальная в системе образования сегодня тема — оптимизация и реорганизация учреждений образования. В какой мере затронула она наш район?
— Новый учебный год начинается в режиме оптимизации сети учреждений образования. И сегодня время диктует особые требования к их функционированию. Закрываются малокомплектные (неперспективные в плане наполняемости) школы. Так, в 2013 году закрыты Волконосовская СШ и вечерняя школа. В перспективе планируются изменения и в деятельности учебно-производственного комбината трудового обучения и профессиональной ориентации.
Но, несмотря на это, оснований для волнений ни у педагогов, ни у родителей быть не должно. Для всех учащихся будет организован подвоз в другие школы района, где созданы необходимые условия для их всестороннего обучения и развития. Всем работникам, желающим остаться работать в системе образования, предлагаются рабочие места в других учреждениях образования
–– Какие проблемы в кадровом обеспечении существуют в районе?
— На начало 2013/2014 учебного года учреждения образования в основном укомплектованы педагогическими кадрами, которые имеют довольно высокий образовательный и квалификационный уровень. Кроме того, педколлективы в прошлом учебном году неплохо сработали по получению сертификатов пользователя информационных технологий. 21 % педагогов и 61 % руководящего состава учреждений образования имеют такой сертификат.
Однако, для системы образования района остается актуальной проблема закрепления молодых специалистов, поскольку большая половина из них — уроженцы других регионов. Продолжает иметь место дефицит учителей иностранных языков, математики, воспитателей детских дошкольных учреждений с высшим образованием. В решении данной проблемы большие надежды возлагаем на профориентацию и целевую подготовку кадров, необходимых в районе.
Несомненно, успех и эффективность работы любого учреждения образования зависят от энтузиазма учителей, их стремления к профессиональным достижениям.
Хочу пожелать своим коллегам радостных событий в жизни, творчества, терпения, атмосферы взаимопонимания в коллективах, и тогда успехи обязательно будут! Счастья вам и благополучия.
Интервью провела Л. МОШУЛЬ.